Благовещенская церковь (Беларусь, Ляды)

По-видимому, наиболее поздним барочным безбашенным храмом Белоруссии можно считать каменную Благовещенскую церковь 1794 г. в с. Лядах, находящемуся в 6 км к северу от Смилович. Церковь принадлежала базялианскому мужскому монастырю, построенному на вклад 1732 г. помещицы Терессы Тышкевич с детьми. Эта помещица построила на месте первой деревянной церкви такую не новую и при ней деревянный базилианский монастырь. Монастырь получил богатые вклады от разных жертвователей.
Благовещенская церковь (Беларусь, Ляды) Сооружение представляет собой четырехстолпный зальный трехнефный храм, перекрытый цилиндрическим сводом с распалубками. Боковые нефы перекрыты крестовыми походами. К помещению для молящихся примыкает очень большой прямоугольный в плане кресбитерий, замыкающий средний неф, перекрытый цилиндрическим сводом с распалубками. По сторонам пресбитерия расположены две равные ему по длине, выступающие за пределы боковых нефов и завершенные крестовыми сводами каплицы.
Церковь стоит на небольшом возвышении, прямо к ее фасаду ведет главная лица, отходящая от тракта, благодаря чему сооружение воспринимается как доминанта среди низкой деревенской застройки. Фасады церкви не сохранились в первоначальном состоянии, судя по следам на штукатурке, окна были значительно уменьшены. Возможно, переделки были произведены, когда церковь из униатской стала православной. В ревизии монастыря от 1805 г. сообщается, что фасад церкви «расписан на оптику»22. Там же сообщается, что внутри церковь имеет три алтаря, «расписанных на оптику». Действительно, плоская задняя стена пресбитерия и выступающие вперед параллельные ей две стены каплиц в интерьере сохранили фрески, с изображениями перспективных окруженных колоннами алтарей. В Белоруссии полностью сохранился расписанный фресками большой алтарь францисканского костела в Гольшанах, относящийся ко второй половине XVIII в. Очевидно, что Благовещенская церковь снаружи также имела перспективную роспись и представляла собой единственный из известных в Белоруссии примеров синтеза живописи и архитектуры.
Первоначальными элементами главного фасада следует считать, за исключением уменьшенных окон, все его архитектурное оформление. В ревизии 1805 г. отмечается, что наверху, на волютах по бокам стояли деревянные вазы, а центральный фронтон венчал железный крест. Над пресбитерием находился куполок с крестом.
Фасад Благовещенской церкви имеет ту же схему построения, что и два выше рассмотренные костела: цоколь, над ним главный ярус, расчлененный ордером, и завершающий щипец. Однако здесь расстановка вертикальных элементов иная: они в меньшей степени выявляют деление интерьера на три нефа, отсутствует движение вверх членений фасадов, свойственное «виленскому барокко». Зарождающийся в Белоруссии классицизм уже чувствуется в спокойном ритме разреженных пилястр фасада. Однако общие контуры здания, раскрепованные антаблементы, волюты щипца и курватура завершения портала свидетельствуют о том, что период барокко, уже угасающего, еще не окончился.
Благовещенская церковь фото В противоположность гродненскому костелу, главный фасад которого, включенный в уличную застройку как ширма, закрывал невыразительные боковые части, обозримые со всех сторон стены Благовещенской Церкви имели архитектурную обработку. Она более скромна, чем на главном фасаде, однако подчеркивает четко выявленные основные членения внутреннего пространства.
Интерьер церкви типичен для барочных храмов Белоруссии. Поддерживающие высокие своды устои многократно раскрепованы. Обязательная для униатских церквей органная трибуна имеет ломаную в плане форму и служит завершением главного нефа по стороне входа. Сзади нефы замыкались стенами с фресковыми алтарями.
Судя по ревизии 1805 г., остальные здания монастыря были деревянными и «очень старой постройки». Они делились на две части. Одна, включающая келью настоятеля и две кельи рядовых монахов, примыкала к каменной церкви. Другие кельи находились в отдельной постройке. На некотором расстоянии от нее располагалась трапезная с кухней и пекарней. Таким образом, здесь воплотилась ранее отмеченная тенденция разобщения монастырских зданий. Деревянные сооружения не сохранились. Существующий каменный монастырь, в котором теперь помещается школа, построенный в 1811—1850 гг., также находится в отдалении от церкви.