Белорусское зодчество 19-го века (виленская и варшавская архитектурные школы)

В архитектуре Белоруссии на всех этапах ее развития сталкивались и соединялись художественные влияния Востока и Запада, Севера и Юга. Особенно сильно это проявилось в белорусском зодчестве конца XVIII — первой половины XIX в., когда Белоруссия была воссоединена с Россией и в ее архитектуре получило развитие классическое направление. Наиболее сильное воздействие на архитектуру оказывали крупнейшие русские города, в особенности Петербург. Не менее важны также для белорусского искусства и культурные связи с Вильно и Варшавой. Влияние этих центров на строительную практику Белоруссии осуществлялось по многим каналам — от присылки готовых проектов или непосредственного участия приглашенного зодчего в возведении того или иного здания, до порой трудно уловимого воздействия архитектуры этих городов, являвшейся как бы образцом для подражания. Белорусское зодчество Одним из путей влияния на белорусское зодчество была деятельность в Белоруссии зодчих, принадлежавших к архитектурным школам, сформировавшимся в Вильно и Варшаве.
Предлагаемые ниже материалы дают достаточно полную картину по влиянию творчества зодчих Вильно и Варшавы на белорусское зодчество.
Классицизм в архитектуру Вильно проникает в начале 1780-х гг. с творчеством М. Кна-кфуса и Л. Стуоки-Гуцевичуса. В 1793 г. в Главной Литовской школе, которая в 1803 г. была преобразована в Виленский университет, создается кафедра архитектуры, возглавляемая выдающимся литовским архитектором Л. Стуокой-Гуцевичусом, чье творчество и эстетические воззрения во многом определили пути развития литовской архитектуры первых десятилетий XIX в. Гуцевичус воспитал целую плеяду зодчих, среди которых наибольшую известность получили М. Шульц, М. Кадо, Я. Подчашинский. С конца XVIII в. можно говорить о виленской архитектурной школе классицизма как об особом течении в архитектуре, связанном с кругом работавших в городе зодчих.
Виленские архитекторы в Белоруссии выполняют проекты по частным заказам, в качестве губернских архитекторов работают выпускники Виленского университета. Значительная часть территорий Белоруссии входила в состав Виленской губернии и таким образом была включена в регион деятельности виленских зодчих. В ведении архитекторов Виленского учебного округа находилось школьное строительство в Белоруссии.
Л. Стуока-Гуцевичус создает проект приходского костела в Малятичах Кричевского района, бывшей летней резиденции католического митрополита Станислава Богуш-Сестр-женцевича. Строительство ныне утраченного костела было завершено в 1787 г.
Архитектурное решение постройки не совсем обычно — костел представляет собой уменьшенную копию собора св. Петра в Риме, что, вероятно, было продиктовано заказчиком Богуш-Сестрженцевичем, назначенным в 1784 г. католическим митрополитом церквей всей России. При изменении масштаба сооружения на фасаде было уменьшено число проемов, значительно упрощена декоративная отделка, плоскость фасада получила завершение пологим фронтоном.
По соседству с костелом были выстроены монастырь, приходская школа, больница, амбар. К сожалению, не сохранилось изображений этих построек, принадлежащих, вероятно, к произведениям Гуцевичуса. Не дошли до нашего времени и жилые постройки митрополичьей усадьбы, приписываемые также известному зодчему.
Гуцевичусу исследователь его творчества Э. С. Будрейка относит и создание проекта дворца Сапегов в Деречине Зельвенского района, разрушенного в годы войны и известного по фотографиям 1930-х гг. При этом он опирается на архивные документы, где говорится, что «Гуцевичус строил... дома... Сапегов» без указания на дворец в Деречине, а также на отдельные упоминания в литературе. Эта атрибуция имеет и оппонентов — так, известный польский исследователь С. Лоренц в рецензии на книгу Э. С. Будрейки «Архитектор Лауринас Стуока-Гуцевичус» пишет — «Не имеет оснований приписывать Гуцевичусу создание красивого дворца в Деречине, построенного в 1786 г. Необходимо рассудить, не проектировал ли его Беккер, ...или Сакко или, наконец, Кцакфус». Новые материалы и архивные исследования о строительной деятельности Сапегов позволяют более полно осветить этот вопрос. Прежде всего следует отметить публикацию Т. В. Ходыко, знакомящую читателя с проектными чертежами реконструкции дворца в Ружанах, выполненными Я. С. Беккером в 1784 г. Перед нами вырисовывается не «архитектор второй руки», а искусный мастер, в творчестве которого органично сочетаются элементы архитектуры барокко и классицизма. Беккер, на основании архивных материалов характеризуемый как придворный архитектор Сапегов в Ружанах и Деречине, в 1784 г. создает проект реконструкции дворца в Ружанах, а вскоре, в 1786 г., строит в Деречине учебное здание, которое в 1793 г. приспосабливает под дворец для сына Александра Сапеги Францишка.
В ЦГВИА находятся относящиеся к 1850 г. план Деречина и чертежи конфискованного у Сапегов в 1830 г. дворцового здания. Расположение дворца вдоль главной улицы местечка в ряду с другими постройками подтверждает упоминание о его первоначальном предназначении для учебных целей. Во внешнем облике здания много общих черт с перестроенным Беккером дворцом в Ружанах — это и применение сдвоенных колонн дорического ордера, вплотную приставленных к стене, членение стен лопатками, размещение в первом этаже центральной части здания проемов с полуциркульным завершением и, наконец, совершенно идентичные элементы декорировки фасада — лепные гирлянды. Учитывая все сказанное, мы не имеем оснований безоговорочно приписывать Гуцевичусу создание в 1786 г. проекта учебного здания в Деречине. Скорее всего его проектировал, а затем в 1793 г. перестроил под дворец Беккер.
С именем Михаила Шульца (1769—1812) — ученика Гуцевичуса, сменившего его в 1799 г. на должности заведующего кафедрой архитектуры Главной Литовской школы, связано строительство в имениях Гродненской области — М. К. Огиньского — Залесский дворец и В. Тышкевича — Свислочи.
Местечко Свислочь Гродненской области в начале XIX в. подверглось коренной перестройке. В центре был возведен квадратный в плане рынок, увенчанный башней с позолоченным шпилем. Наряду с лавками здесь размещались постоялый двор, аптека и трактир, рядом построен Свислочский костел св. Франциска Асизского , за ним гимназия и театр. Далее начинался городской сад, за которым располагался дворец В. Тышкевича с хозяйственными постройками. От рынка расходились четыре улицы, застроенные жилыми домами и завершенные брамами. Все постройки были выполнены в первом десятилетии XIX в.
В рукописном отделе Вильнюсского университета находятся чертежи построек в Свислочи, относящиеся к началу XIX в. Среди них проекты одноэтажного здания, возможно для администрации, проекты гимназии, костела и обелисков.
При общей ясности композиционного замысла проект костела не лишен недостатков, из-за чего он, возможно, и не был реализован. Прежде всего следует отметить, что применение на фасадах сильно выступающих из плоскости стены пилястр вместо трехчетвертных колонн, выполненных без энтазиса, во многом лишило здание изящества, а вытянутые пропорции входного проема, плохо согласованные с пропорциями основных членений фасада, искажали масштаб сооружения. Желание на боковых фасадах выделить центральную часть привело к утонению наружных стен, а сужение боковых нефов и применение колонн, диаметр которых равен ширине пилястры, создало затесненность внутреннего пространства. Гимназия, построенная в 1805 г. в Свислочи по проекту М. Шульца, в 1820—1823 гг. была снесена и на ее месте возведен комплекс новой гимназии. Создание проекта этого комплекса, выполненного после смерти зодчего, ошибочно приписывается ему многими исследователями архитектуры.
Работал в Белоруссии и известный литовский архит. К. Подчашинский (1790—1860). Крупнейшее его произведение - дворец Булгака в Жиличах близ Бобруйска. Кроме того, им выполнен проект гимназии в Слуцке. Как архитектор Виленского учебного округа, он составляет чертежи многих учебных зданий в Белоруссии, некоторые из них, возможно, являются проектными. В районе Новогрудка он поселяется после ухода в отставку.
Выпускник Виленского университета Кази-меж Хрщанович (1794—1871) с конца 1820-х по 1840-е гг. являлся минским губернским архитектором. За это время он возвел в городе и губернии множество построек. На основании архивных материалов можно установить его авторство следующих проектов для Минска: деревянного корпуса при городской мельнице (1827 г.), реконструкции корпусов присутственных мест (1828 г.), Мариинского госпиталя (1832 г.), городской больницы в упраздненном женском базилианском монастыре (1838 г.), казармы на 200 чел. (1838 г.), здания присутственных мест (1840 г.). В условиях строгой регламентации строительства, длительного процесса утверждения проектов, а зачастую и их переделки в Комиссии проектов и смет многие проекты К. Хрщановича претерпели большие изменения и в некоторой степени утратили свои художественные достоинства. К наиболее значительным примерам его творчества следует отнести монументальное и ясное по архитектурному замыслу здание присутственных мест в Минске, формирующее исторический центр города — современную площадь Свободы.
Трехэтажное здание с большим внутренним двором занимает целый квартал. При его постройке использованы капитальные стены сгоревшей гимназии, возведенной в начале XIX в. минским губернским архит. Ф. Крамером.
Виленскими зодчими в Белоруссии в конце XVIII — первой половине XIX в. возводится ряд зданий, некоторые из них, например костел в Будславе (1783 г.), выполнены в стиле позднего барокко. К постройкам же, имеющим черты классицизма, следует отнести: деревянный костел в Жирмунах близ Лиды (1778 г.), архит. Я. Подчашинский; звонницу францисканского костела в Пинске (1817 г.), архит. К. Каменский; дворец Бутримовича в Пинске (1784 г.), архит. К. Шильтгауз. К. Шильтгауз в начале XIX в. работал виленским губернским архитектором, преподавал в Виленском университете. Им выполнены проект реконструкции приходского костела в Гродно (около 1790 г.), проект уездного казначейства и кладовой для Гродненской и Виленской губерний (1800 г.). В 1790 г. он принимает участие в строительстве дворца Огиньского в Гродно.
Становление классицизма в архитектуре Варшавы, относящееся к 1770-м гг., тесно связано с придворным искусством. Король Станислав Август Понятовский окружает себя талантливыми художниками, скульпторами, архитекторами, которые, несмотря на значительные материальные затруднения в стране, создают произведения высокого художественного мастерства. Именно зодчими из окружения короля и формируется то своеобразное направление в архитектуре конца XVIII — первой половины XIX в., которое получило название варшавского классицизма. После третьего раздела Польши, с 1795 г. королевский двор перестает быть центром строительной деятельности. Группа варшавских архитекторов распадается, многие работают в провинции и только с 1815 г. с образованием Королевства Польского создаются сравнительно благоприятные условия для строительства в Варшаве. В 1817 г. при Варшавском университете начинается подготовка архитектурных кадров. Университет становится одним из центров развития позднего варшавского классицизма. Многие варшавские архитекторы в конце XVIII — первой половине XIX в. работают в Белоруссии, широкое распространение получает строительство по проектам, присланным непосредственно из Варшавы.
С творчеством известного архитектора Ш. Б. Цуга (1735—1807) некоторые польские исследователи связывают создание в конце XVIII в. дворца Л. Тышкевича в Городно Вороновского района. Строя свои заключения в основном на стилистических аналогиях, сначала осторожно, а затем с большей уверенностью, ими выдвигалось предположение, что постройку следует датировать 1776—1791 гг. или 1776—1778 гг. Отсутствие каких-либо документов, освещающих ход строительства, естественно, затрудняло полное решение вопроса.
В рукописном отделе библиотеки Академии наук Литовской ССР находится контракт Л. Тышкевича со строителем Фридрихом Эйсеном от 9 ноября 1779 г., по которому упоминаемый мастер должен к концу 1780 г. выстроить в Городно дворец по «абрису». Этот документ дает возможность достаточно точно определить время создания проекта —1779 г. не позднее ноября и строительства дворца — 1779—1780 гг. Строительство производилось без участия автора проекта, иначе это непременно было бы оговорено в контракте.
Дворец не сохранился и представление о нем можно составить по фотографиям и рисункам декоративного убранства интерьеров, выполненным в 1930-х гг. Расположенное на невысокой террасе одноэтажное деревянное здание дворца имело прямоугольное в плане очертание, центральная часть его со стороны подъезда была выделена ризалитом с сильно выступающим портиком дорического ордера. В архитектуре дворца в Городно получили развитие многие приемы, характерные для творчества Ш. Б. Цуга. К ним можно отнести обработку фасада рустом, большие окна, применение аттика над ордером входного портика. Кроме того, следует отметить характерную черту — размещение высоких и тяжелых объемов на легких несущих элементах, что проявилось в трактовке входного портика. Дворец в Городно отличался тщательностью отделки интерьеров и богатством внутреннего убранства.
А. Гродедкий (1802—1869), чья творческая деятельность протекала на гродненщине, архитектурную подготовку получил у известного польского архитектора Петра Айгнера. В Белоруссии он работал в основном по частным заказам. Им выполнено: в 1829 г. — дом и амбар в Деречине, в 1836 г. — не получивший реализации проект костела в Волковыске, в 1845—1850 гг.— дворец и каплица в Массо-лянах, в 1855—1861 гг. — флигель и каплица в Кременице. Кроме того, ему принадлежит проект застройки усадьбы в Зельве, выстроена по собственному проекту усадьба в Гнезно.
Из построек А. Гродецкого в Белоруссии сохранился лишь усадебный комплекс в Гнезно недалеко от Волковысска, состоящий из жилого здания и двух хозяйственных корпусов, из которых уцелел лишь один. Центральная часть жилого корпуса двухэтажная, выделена ризалитом и увенчана фронтоном. Характерная черта этого здания — высокая крыша, вмещающая мансардный этаж, и пятигранная пристройка, в которой, возможно, помещалась каплица. Сохранившийся хозяйственный корпус также имеет повышенную среднюю часть, выделенную большим арочным проемом. Боковые крылья его обработаны пилястрами и декорированы небольшими полукруглыми окнами. Комплекс в Гнезно представляет собой органический сплав классической архитектуры с народными традициями. Его характеризуют удачное объемное решение, хорошие пропорции как всего комплекса, так и отдельных деталей.
В ЦГИА находится не осуществленный проект костела в Волковысске, выполненный А. Гродецким в 1836 г. в формах псевдоготики и не отличающийся высокими художественными достоинствами.
Работал в Белоруссии и Францишек Яшолд (1808—1873), обучавшийся архитектуре в Варшавском университете. В творчестве зодчего наряду с классицизмом проявляется и увлечение стилизацией под средневековье. Так, в формах классицизма он создал небольшой дворец в Вистич Брестского района, известный по фотографии начала XX в., а в 1836 г. спроектировал дворец П. Пусловского в Коссове Брестской обл. — развитое в объемном отношении, симметричное относительно продольной оси сооружение, выполненное в формах псевдоготики. Дворец сохранился до наших дней и являет собой новый этап в развитии архитектуры — период эклектики.
В Белоруссии работал известный польский архитектор Адам Идзиковский (1789—1879). С его именем связана реконструкция и достройка в 1837—1851 гг. дворца Румянцевых-Паскевичей в Гомеле, в 1847 г. он создал проект дворца Солтанов в ТрилесинеМогилевской обл.
К работам варшавских зодчих в Белоруссии в первой половине XIX в. с большой степенью вероятности можно отнести также дворец Потоцких в Высоком Брестской обл., построенный в первой трети XIX в., здание костела в Шучине Гродненской обл., возведенное в 1821—1829 гг. по заказу К. Друцкого-Любецкого, а также несохранившийся дворец в Своятичах близ Несвижа. Там же находится костел, построенный в 1844 г. по типовому проекту польского зодчего П. Айгнера. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют сделать некоторые выводы о значении деятельности зодчих виленской и варшавской архитектурных школ для развития белорусской архитектуры конца XVIII—первой половины XIX в.
Наиболее широкое распространение работы зодчих Вильно и Варшавы в Белоруссии получили в западных и северо-западных ее областях. Это было обусловлено историческими событиями — разделами Польши в 1772,1792 и 1795 гг., по которым западные территории Белоруссии, а именно Гродненская губерния, до конца XVIII в. еще входили в состав Речи Посполитой. Кроме того, в этих районах были сосредоточены владения польской и литовской аристократии, привлекавшей для строительства виленских и варшавских архитекторов. Значительное влияние оказывал и тот факт, что северные земли Белоруссии были включены в Виленскую губернию, где широкое распространение получила деятельность виленских архитекторов.
В архитектуру Белоруссии классицизм проникает в 1770—1780-е гг. Наиболее известные постройки этого периода — дворец Румянцева в Гомеле, Иосифовский собор и гимназия в Могилеве — связаны с творчеством русских зодчих. По проектам варшавских архитекторов в конце XVIII в. возводится незначительное число зданий, что было вызвано экономическим упадком и разделами Польши, повлекшими за собой спад активности в государственном строительстве и строительстве в имениях польских магнатов. Зодчиевиленской школы в конце XVIII в. также мало строят в Белоруссии в стиле классицизма. Больше построек ими возводится в стиле позднего барокко, получившем развитие в Белоруссии вплоть до начала XIX в. Широкое распространение творчество зодчих виленской и варшавской школ классицизма получило в Белоруссии в первой половине XIX в.
В 1830-х гг. в архитектуре Белоруссии намечается возврат к формам готики, прежде всего в постройках частных резиденций, связанных с деятельностью зодчих варшавской школы (дворце в Коссове, костел в Рожанке возле Шучина, отчасти дворец в Гомеле). В государственное строительство готика проникает позднее, в середине XIX в.
Варшавские и виленские зодчие внесли большой вклад в дворцовое и усадебное строительство Белоруссии. В их постройках получил развитие тип прямоугольного в плане дворца, украшенного со стороны главного фасада портиком. Он был более экономичен по сравнению с центрической компоновкой помещений вокруг главного зала и органично развивал не только достижения эпохи барокко, но и традиции народного усадебного зодчества. С первой половины XIX в. дворцовое строительство в Белоруссии по проектам зодчих виленской и варшавской архитектурных школ отличалось большим разнообразием плановых и объемно-пространственных решений, что видно на примерах дворцов в Гомеле, Снове, Залесье и Коссове.
Великий Устюг
Нарзан - алмазный ключ Кавказских гор
Охота на лося в Беларуси
Бердянск - курортный город на Азовском море
Кавказские Минеральные Воды
Путешествие на остров Кипр
Экскурсия по подмосковным санаториям
Экскурсия по санаториям России
Жидачев: между Галичем и Львовом